Посольство Республики Казахстанв Российской Федерации

«За 25 лет мы построили образцовые отношения, которые должны быть между дружественными соседями и государствами»

Н.А.Назарбаев, Президент Республики Казахстан

На главную

Экономическое сотрудничество

КАЗАХСТАНСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Россия продолжает являться ключевым внешнеэкономическим партнером Республики Казахстан. Несмотря на некоторое снижение динамики взаимной торговли в 2018 г. по сравнению с 2017 г., стратегический характер двустороннего экономического сотрудничества сохраняется как в отраслевом, так и в межрегиональном разрезах.

Товарооборот за 2018 г. составил 17,6 млрд долл.США, что соответствует росту на 7,2% по сравнению с 2017 г., при этом, объем экспорта составил 5,2 млрд долл. (+11,3%), импорта – 12,4 млрд долл. (+5,6%).

Доля России во внешнеторговом обороте Казахстана составляет 18,8%, страна занимает 1-место по объему импорта в РК – 38,1% и 4-место по объему экспорта казахстанской продукции – 8,5%.

Накопленный объем прямых инвестиций с 2005г. по третий квартал 2018 г. (по данным Национального банка РК) составил 3,8 млрд.долл. - из РК в РФ и 12,9 млрд.долл. - из РФ в РК. Россия занимает 3-е место по оттоку прямых инвестиций казахстанских инвесторов и 7-е место по притоку прямых инвестиций в Казахстан.

В нашей стране 9 294 действующих предприятий с участием российского капитала (по состоянию на 01.01.201г.), что составляет более трети (37,7%) от общего числа предприятий с иностранным капиталом в РК.

Успешному развитию отношений способствует межрегиональное сотрудничество, осуществляемое на основании Программы межрегионального и приграничного сотрудничества между Правительством РК и Правительством РФ на 2018-2023 гг. и более 200 договоров и соглашений, заключенных между регионами двух стран.

XV Форум межрегионального сотрудничества с участием глав государств, состоявшийся 9 ноября 2018 г. в Петропавловске, традиционно стал ключевым мероприятием двусторонней экономической повестки. Президенты утвердили План совместных действий РК и РФ на 2019-2021 гг. Кроме этого, подписано 36 межправительственных, межрегиональных и коммерческих документов.

Сохраняется высокая динамика взаимодействия в области освоения космоса и совместного использования комплекса «Байконур». Функционирует Межправительственная комиссия по комплексу «Байконур». Нормативную основу взаимодействия формируют Соглашение между РК и РФ об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 28 марта 1994 г., межправительственный Договор аренды комплекса «Байконур» от 10 декабря 1994 г. и Соглашение между РК и РФ о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур» от 9 января 2004 г.

В реализацию указанных документов заключено около 60 международных договоров, регулирующих вопросы экологии и природопользования, сохранности объектов и имущества комплекса «Байконур», обеспечения безопасности и правопорядка, таможенного контроля, сотрудничества в области использования космической техники и технологий, социального обеспечения жителей г.Байконыр и другие вопросы. Реализуются Дорожная карта по совместному использованию комплекса «Байконур» на 2016-2025 гг. и Концепция сотрудничества на комплексе «Байконур».

22 августа 2018 г. подписан Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством РК и Правительством РФ о создании на космодроме «Байконур» космического ракетного комплекса «Байтерек» от 22 декабря 2004 г. Вносимые изменения стали юридическим закреплением договоренностей сторон, достигнутых в рамках заседаний МПК по «Байконуру» и рабочих групп. В частности, зафиксирован период начала летных испытаний – 2022 г., исключена норма об использовании в проекте ракеты «Ангара» - вместо этого КРК «Байтерек» будет предназначен для запусков космических аппаратов «перспективной российской ракетой-носителем среднего класса» (речь идет о ракете «Союз-5»). Кроме того, внесены поправки, регламентирующие финансовые аспекты реализации проекта «Байтерек». Ожидается, что это позволит казахстанской стороне приступить к практическому решению вопроса финансирования проекта.

Одним из важных итогов 2018 г. для сотрудничества в топливно-энергетической сфере стало подписание 3 октября 2018 г. межправительственного Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством РК и Правительством РФ о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 года. Внесенные изменения, как ожидается, позволят улучшить механизмы регулирования поставок нефтепродуктов между РК и РФ, а также из Казахстана за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.

Решению практических вопросов по всем отраслям двустороннего экономического взаимодействия способствует работа Межправительственной комиссии по сотрудничеству между РК и РФ и входящих в ее состав 7 подкомиссий по направлениям сотрудничества: межбанковское и инвестиционное; транспортное; межрегиональное и приграничное; военно-техническое; в области ТЭК; в сфере науки и новых технологий; в сфере промышленности. Кроме того, по приоритетным направлениям двустороннего сотрудничества функционируют Комиссия по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов, Смешанная казахстанско-российской комиссии по вопросам окружающей среды по реализации Соглашения между правительством РК и Правительством РФ о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и Казахстанско-российская комиссия по сохранению экосистемы бассейна трансграничной реки Жайык.

В последнее время наблюдается тенденция переноса традиционных вопросов двустороннего сотрудничества в многосторонний интеграционный формат Евразийского экономического союза.

С 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС. Разработанный совместно с деловым обществом, кодекс включил в себя почти 70% поступивших предложений и инициатив. Один из основных посылов документа – переход на электронный документооборот. Теперь при наличии электронной цифровой подписи большинство операций можно будет совершать через Интернет, взаимодействуя напрямую с информационной системой таможенного органа. В результате, время регистрации декларации сократилось вдвое, время выпуска товаров – в шесть раз.

Ведется работа по формированию общих рынков энергетических ресурсов, планируется подписание Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС. Разрабатывается Концепция формирования общего финансового рынка. Помимо целей, принципов и задач, ожидаемых результатов и основных направлений формирования общего финансового рынка в Концепции будут отражены вопросы полномочий и функций наднационального органа по регулированию общего финансового рынка. В соответствии со статьей 103 Договора о Евразийском экономическом союзе, наднациональный орган будет функционировать с 2025 года с месторасположением в г.Алматы.

Государственные органы

Полезные ссылки