СМИ о Казахстане

"Независимая газета": Второй учитель человечества

27.05.2020

Как аль-Фараби объединил Восток и Запад

В этом году под эгидой ЮНЕСКО отмечается 1150-летие выдающего мыслителя Востока Абу Насра ибн Мухаммеда аль-Фараби, более известного миру как аль-Фараби (в Средневековой Европе его имя на латинском языке звучало как Alpharabius). На родине философа в Казахстане юбилей начали праздновать с начала 2020 года. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил важность обращения к духовному наследию аль-Фараби. По словам главы государства, это особенно важно в контексте процессов модернизации общественного сознания, при формировании ценностных ориентиров подрастающего поколения. Практически все мероприятия имеют международный статус, поскольку учение аль-Фараби без преувеличения входит в мировую сокровищницу идей человечества, объединяя Восток и Запад.

Многогранный гений аль-Фараби

Международная научная конференция на тему «Наследие аль-Фараби», организованная Международным центром аль-Фараби при Казахском национальном университете им. аль-Фараби, состоялась в онлайн-режиме 14-15 мая 2020 года. В форуме приняли участие учёные КазНУ, Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека, фарабиеведы из стран ближнего и дальнего зарубежья (СНГ, Финляндия, Турция, Индия, Греция, США и др.). В своих выступлениях эксперты отметили значение научного наследия аль-Фараби для сближения и диалога цивилизаций и различных культур, актуальность его философских воззрений в современных условиях, когда мы говорим о демократическом гражданском обществе.

По словам доктора философских наук, профессора КазНУ им. аль-Фараби Джакипбека Алтаева, всего на юбилейный 2020 год запланировано порядка 500 мероприятий, посвящённых восточному мыслителю. «Это многочисленные симпозиумы. Вот даже сейчас мы общаемся с вами в перерыве международной конференции о наследии аль-Фараби. К сожалению, коронавирус и карантин позволяют проводить такие встречи пока только онлайн. В этом году уже изданы и будут издаваться книги, фильмы и даже мультфильмы об аль-Фараби. Организован просмотр фильмов производства киностудий Голландии, Турции, что вызвало большой интерес молодёжной аудитории. Также запланирована масштабная международная экспедиция по следам пребывания аль-Фараби. Также планировалось посещение усыпальницы Фараби в Дамаске, но всё тот же COVID-19 временно спутал карты. Сроки экспедиций перенесены», - рассказал Алтаев.

Учение великого мыслителя давно оценено как на Востоке, так и на Западе. Достаточно сказать, что переводы его трудов на латынь и иврит в средневековой Европе известны с XII-XIII веков. Аль-Фараби оставил после себя богатое научное и духовное наследие — порядка 200 трактатов. Наиболее известны его труды «Жемчужины премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Философские трактаты» и «Большая книга музыки». Именно последняя принесла ему известность на Западе, особенно когда в 1930-1932 гг. в Париже был опубликован перевод д‘Эрланже на французский язык «Большой книги…».

Аль-Фараби является одним из основоположников восточного перипатетизма (от др.-греч. περι-πατέω — ходить кругом; так первоначально называли учение Аристотеля из-за его привычки вести философские занятия во время прогулок). Восточный мудрец, опираясь на труды Аристотеля, разработал оригинальную средневековую мусульманскую философию, по праву получив прозвище «Второй учитель человечества» (после Аристотеля). Известно, что копии рукописных трактатов аль-Фараби ныне хранятся в научных центрах Стамбула и Каира, Тегерана и Дамаска, Багдада и Бейрута, а также Лондона и Берлина, Парижа и Лейдена. В 1990 году американская обсерватория назвала именем мыслителя один из открытых астероидов. На специализированном астрономическом сайте указано: «Астероид № 7057 назван Al-Farabi в честь выдающегося философа, учёного и музыкального теоретика».

 «… А про него мы мало знаем»

 Увековечиванию памяти аль-Фараби на казахстанской земле мы обязаны таджикскому исследователю Бабаджану Гафурову и казахскому учёному, специалисту горно-рудного дела Акжану Машанову (в современной транскрипции — аль-Машани), который в 1950-е годы первым обратил внимание на то, что энциклопедическое наследие средневекового мыслителя практически не изучено в Советском Союзе. Хотя интерес к наследию аль-Фараби в первой половине ХХ века возрос с выходом книги немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы», статей и книг востоковеда Василия Бартольда, музыковедов Арнольда Шеринга и Генри Фармера, и др.

Как следует из основанного на архивных источниках выступления на конференции профессора КазНУ им. аль-Фараби Гюльнар Мукановой, эта же тенденция проявилась и у национальной казахской интеллигенции, входившей в 20-30 годы ХХ века в партию «Алаш». Об аль-Фараби писали поэт Магжан Жумабаев, юрист, выпускник Санкт-Петербургского университета Мустафа Шокай, однако их труды долгое время были в забвении, а сами лидеры «Алаш» репрессированы. Нынешняя молодёжь Казахстана вправе гордиться аль-Фараби и теми, кто пропагандировал его гуманное учение.

По мнению доктора философских наук Агына Касымжанова, Машанов воспринял учение аль-Фараби как олицетворение глубинных корней казахской культуры, духовно-нравственного её содержания, тюркских и исламских истоков. В архиве сохранилось письмо Машанова к президенту Академии наук Казахской ССР Канышу Сатпаеву, в котором он обосновал необходимость приступить к фарабиеведческим исследованиям в Казахстане, отметив: «Великий аль-Фараби — наш земляк, а про него мы мало знаем…»

По тем временам (1960 год) письмо Акжана Машанова было сродни разорвавшейся бомбе. Рядовой учёный позволил критиковать советский научный потенциал и даже хвалить «загнивающий Запад». В частности, Машанов писал: «Как известно, величайший учёный аль-Фараби является уроженцем Казахстана: родился он в Отраре (между Туркестаном и Арысом), который по-арабски называлось Фараб (отсюда и аль-Фараби). Однако, к сожалению, мы не смогли найти в СССР ни одной его подлинной работы. После длительных поисков на днях нам удалось получить по межбиблиотечному абонементу три книги из Лейдена (Голландия). Две из них — собственные труды аль-Фараби на арабском языке. Обе эти книги сопровождены предисловием профессора Ф. Дитерици на немецком языке. Все эти книги имеют исключительно большую научную ценность. Необходимо перевести их на казахский и русский языки. Просим Вас дать указание о финансировании данной работы».

К чести академика Сатпаева, наличие проблемы было воспринято адекватно. «Согласен. Реализовать», — такова краткая резолюция президента Академии наук Казахской ССР, она и положила начало организации масштабного исследования наследия выдающегося мыслителя Востока. Следует назвать имена президента АН КазССР после Сатпаева Шахмардана Есенова, писателя Ануара Алимжанова, роман которого «Возвращение Учителя» был издан в Москве, Болатхана Тайжана, Мухтара Ауэзова, принявших активное участие в популяризации трудов аль-Фараби. В 1975 году в Москве, Багдаде, Алма-Ате прошли торжественные мероприятия в честь 1100-летия Учителя.

Год аль-Фараби

Сегодня казахстанцы и, прежде всего, молодёжь чтут своего великого далёкого предка. Казахский национальный университет гордится тем, что в 1991 году ему было присвоено имя Абу Наср аль-Фараби.

«С 1993 года в нашем университете функционирует Центр аль-Фараби (первый директор Агын Касымжанов), с 1997 года читается спецкурс о наследии аль-Фараби. В 2013 году мы его видоизменили, назвав «Аль-Фараби и современность», — рассказал профессор Алтаев. — Что интересно, спецкурс выбирают студенты естественных факультетов, хотя, казалось бы, мыслитель был философом, то есть гуманитарием. Но всё дело в том, что аль-Фараби был энциклопедистом, он очень много писал и о математике, и о физике, и о геологии, и о астрономии».

Действительно, гений аль-Фараби многогранен. Кроме философии и правоведения, это психология, метафизика, космология, алхимия и музыка. Но наиболее, на наш взгляд, интересны его воззрения о политике и государстве, или, как он говорил, «практическом применении философии». Например, он делил общества (читай: государства) на «добродетельные» и «порочные». В свою очередь последние он подразделял на три категории: невежественные, злые и заблудшие. Известный французский теолог Генри Корбин считал, что «политические» идеи аль-Фараби следует понимать как «пророческую философию».

И ещё один штрих к портрету учёного. Как мы уже говорили, в западном мире нашего героя именовали Alpharabius (Альфарабиус). Согласитесь, для европейского сообщества это имя ассоциировалось с первой буквой греческого алфавита — альфой. Или просто с чем-то первым в жизни. Вот так, Второй учитель человечества стал первым.

Отрадно, что в 2010 году под эгидой ЮНЕСКО состоялся Международный круглый стол «Аль-Фараби и европейский Ренессанс», по инициативе казахского дипломата, поэта и общественного деятеля Олжаса Сулейменова, с участием учёных из двух десятков стран. С 2014 года в КазНУ им. аль-Фараби ежегодно весной проводятся Международные Фарабиевские чтения, «Фараби алеми» для студентов и молодых учёных и Олимпиада аль-Фараби для старшеклассников. В Университете внедряется научно-инновационный проект «Аль-Фараби университет Smart city», по инициативе ректора КазНУ академика Галымкаира Мутанова. По темам, связанным с наследием Фараби, защищаются магистерские и докторские диссертации. Научными руководителями приглашаются зарубежные фарабиеведы, реально воплощая принцип единства Запада и Востока.

Возвращаясь к 1150-летию философа, стоит отметить, что Год аль-Фараби торжественно стартовал в кампусе КазНУ в январе 2020 года, с участием делегаций стран-партнёров, дипмиссий, государственных деятелей, учёных разных стран. Очень понравился гостям театрализованный концерт, организованный силами студентов. Празднование должно завершится осенью 2020 года в Нур-Султане и в Париже на Международном симпозиуме при поддержке ЮНЕСКО. «Запланировано выступление докладчиков из порядка 15-ти стран Востока и Запада, недаром аль-Фараби называют мостом между цивилизациями.

«Молодёжь интересуется наследием аль-Фараби, это я с уверенностью могу сказать, поскольку читаю спецкурс для магистрантов. У нас в КазНУ им. аль-Фараби в текущем юбилейном году (университету исполнилось 85 лет) по инициативе ректора Галимкаира Мутанова переизданы многотомные труды аль-Фараби, книги фарабиеведов Агына Касымжанова и Бободжана Гафурова, новые исследования. При Центре аль-Фараби функционирует Научная библиотека, Музей Фараби, оборудованный новейшими IT-технологиями, где каждый студент получает исчерпывающую информацию о Фараби и фарабиеведах», — подытожил профессор КазНУ им. аль-Фараби Джакипбек Алтаев.

Андрей Белобородов

Источник