Новости

Пандемия меняет медиаландшафт

18.08.2020

Сегодня в формате онлайн состоялся международный круглый стол на тему "Медиа после пандемии".

Его организаторами выступили Российская Академия Медиаиндустрии при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Цель мероприятия – попытка изучить роль, перспективы развития и конкурентоспособности СМИ в условиях пандемии коронавируса и спада мировой экономики.

В приветственном слове заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Илья Лазарев отметил, что пандемия дала возможность посмотреть на всю работу СМИ иначе. Он выразил надежду, что по итогам круглого стола будут выработаны новые подходы в организации медиа в сложившихся условиях.

Вице-министр информации и общественного развития Республики Казахстан Кемелбек Ойшыбаев поделился опытом страны по налаживанию коммуникаций. Еще в марте оперативно был создан коммуникационный центр, в рамках которого выстроена система брифингов с участием представителей профильных ведомств. Также запускались разъяснительные видеоролики, открывались сайты и телеграм-каналы по мониторингу ситуации с коронавирусом. Особое внимание уделялось борьбе с фейками. Так, на сайте Stop Fake после тщательного факт-чекинга публикуются опровержения недостоверной информации, распространяемой в СМИ, социальных сетях, мессенджерах.

На опасность фейков указал председатель правления АО Агентство "Хабар" Ерлан Бекхожин. По его словам, сейчас в медиапространство вбрасывается множество ложной и откровенно провокационной информации. В связи с чем, заметил он, резко возрастает доверие к традиционным СМИ. Тому способствовал и сам режим карантина. Резкий рост смотрящих ТВ потребовал создания качественного контента. "Хабар" запустил немало программ на тему вируса, а подготовленный телеканалом клип "Всемирная молитва" Майры Мухамедкызы широко разошелся в Сети. "Так что прогнозы о скорой смерти ТВ оказались несостоятельны, – резюмировал Бекхожин. – Мы смогли приспособиться к режиму карантина. Около 80% сотрудников были переведены на удаленку, 90% интервью стали браться по Skype и Zoom".

Тему адаптации к новым реалиям продолжил главный редактор журнала "Профиль" Александр Белоновский. Он обратил внимание на сумасшедшую скорость изменений в медиаландшафте. "Журналисты теперь могут спокойно работать из дома – неважно, где он находится, на соседней улице или на острове в океане. Ньюс-румы оказались дорогой и бессмысленной недвижимостью, – указал эксперт. – Работники СМИ получили возможность вести такой же образ жизни, как и представители IT-сферы, над ними не нужно стоять в офисе с кнутом. Период старых ламповых редакций со всеми их атрибутами остался позади". Белоновский предположил, что по-настоящему востребованными станут только производители очень эксклюзивного контента – те, кто привнесут в свои материалы некую добавленную стоимость: новую информацию, серьезную аналитику, какую-то эмоцию. Остальные представители медиасферы, считает он, будут заменены алгоритмом искусственного  интеллекта, которому живые сотрудники проиграют в скорости, усидчивости, грамотности и самое главное, цене конечного продукта.

С ним не согласился генеральный директор газеты "Советский спорт" Николай Яременко. "По крайней мере, в спортивную журналистику искусственный  интеллект придет нескоро. В условиях прекращения спортивных мероприятий мы перешли на новый формат подачи информации, – сказал он. – Сейчас уже нет, как раньше, отчетов о матчах, так как любой желающий может посмотреть картинку в Интернете. Зато мы больше стали публиковать контент, посвященный экономике спорта эпохи коронавируса и издержкам от переносов чемпионатов и Олимпиады".

Вице-президент Международной федерации журналистов, секретарь Союза журналистов России Тимур Шафир посетовал на отсутствие четких рекомендаций по выживанию СМИ в текущих обстоятельствах. Если кто и выиграл от пандемии, заметил он, так это потоковые развлекательные каналы, в частности, Netflix, так как изоляция и домашняя работа резко увеличили их доходы. По его мнению, кто точно не переживет текущий кризис, так это те, кто не перешел на цифровую платформу, особенно это касается региональных печатных СМИ.

Завершая встречу, ее модератор, декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей Школы экономики Андрей Быстрицкий обратил внимание на некоторые расхождения во взглядах участников круглого стола. "Они не слишком сильные, но связаны, вероятно, с тем, что пандемия принесла не так уж много радикальных изменений в медиаландшафте, – подчеркнул он. – Название круглого стола, наверное, не совсем отражает текущую ситуацию. Ведь пандемия еще не закончилась. И что нас ждет, пока неизвестно".