8-925-897-71-14
8-921-188-90-60
8-905-020-30-42
8-968-100-73-06
+7-906-177-70-88
+7-939-919-76-33
Время летит неумолимо, значимые события стремительно cменяют друг друга, оставляя за собой не только память, но и отчетливый след, который бережно хранит история. Вот лишь один такой момент.
«Астана – первый столичный город, возникший на планете в XXI веке».
Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев
Июль 1994 года... С момента развала Советского Союза не прошло и трех лет. Страна еще не оправилась от шока 2 000-процентной гиперинфляции 1992-го. ВВП в 1992–1994 годах сократился по сравнению с 1991-м на 20%, выпуск сельскохозяйственной продукции снизился почти на 30%, спад в промышленности составил более 30%, что привело к неплатежам по обязательствам, периодическим сбоям в подаче электроэнергии, огромным очередям за продуктами и пустым прилавкам.
Каждый гражданин нашей независимой страны на себе ощущал неимоверную тяжесть социально-экономического положения тех лет. Этот период был также отмечен еще не сформировавшейся законодательной системой государства, внутриполитическая система только обретала контуры, экономика «лежала на боку», социальная сфера была совершенно слабой, а во власти оказалось много тех, кто сомневался в завтрашнем дне и строил настороженные прогнозы на будущее.
В таких условиях 6 июля 1994 года началось пленарное заседание Верховного Совета XXIII созыва. С трибуны Президент Казахстана Нурсултан
Назарбаев впервые озвучил идею переноса столицы.
До официального оглашения этой идеи Нурсултан Абишевич не выносил ее на широкое обсуждение. Все произошло внезапно. Президент знал, что в череде многократных дискуссий по столь важному вопросу может быть упущено драгоценное время. Я наблюдал все эти процессы, будучи в то время вице-премьером.
Предложение Главы государства о переносе столицы, подкрепленное 32 аргументами, в конечном итоге нашло поддержку лишь с небольшим перевесом голосов. Так было принято историческое Постановление Верховного совета № 106.
Стоит признаться, что значимость этого шага в тот период, кроме самого Нурсултана Абишевича, никто не осознавал. В их числе был и я. В связи с этим мою память до сих пор не покидает одна история.
После того напряженного пленарного заседания Верховного совета, когда Нурсултану Абишевичу пришлось убеждать всю политическую элиту в чрезвычайной важности этого шага для страны, Президент, я думаю, испытывал небольшую внутреннюю усталость. Он решил отвлечься и выехать на природу в горы.
Стоял прекрасный летний день. Дождь только прошел, и воздух был кристально чист. Мы поднялись на холм, и нам открылся потрясающий вид: Алматы был как на ладони – красивый, величественный и очень родной. Любуясь этим удивительным пейзажем, Нурсултан Абишевич сказал:
– Какая красота!
– И вы оставите эту красоту? – вырвалось у меня.
– Не говори так! – прервал меня Нурсултан Абишевич и, немного нахмурившись, продолжил: – Управляя огромной территорией с географически отдаленной точки, можно не уследить за ней. Нужно во что бы то ни стало выравнивать демографическую ситуацию в центральной части нашей страны и ее северных областях. Люди должны знать, откуда эта территория управляется. Центральная власть должна в равной мере видеть все свои земли. Кроме того, экономически выгодно, когда столица находится в центре государства. Акмола расположена на пересечении транспортных узлов, поэтому областям будет очень удобно держать связь с центром. Вы все должны это понять!
Наш разговор позволил мне по-иному взглянуть на значимость идеи переноса столицы. С тех пор, на каких бы государственных должностях, доверенных мне Президентом, я ни находился, всестороннее исследование этой очень интересной и многогранной темы не прекращал. За его идеей стояли глубинные процессы, которые и позволили вывести нашу страну на принципиально новые горизонты развития. Речь идет не столько о значимости обретения статуса столицы для Астаны, сколько о чрезвычайно важной ее роли в консолидации государствообразующей нации вокруг идеи Независимости и о формировании геополитического преимущества для стремительного развития республики.
Президент, являясь прекрасным знатоком истории родного народа, не просто понимал, но и предвидел результаты этого исторического шага. Он соизмерял свое решение с тем, что в нашей истории не раз были судьбоносные моменты, когда перед народом вставал вопрос выбора новой столицы, а вместе с ней определялся и путь нации в будущее.
Безусловно, Астана – первая столица, ставшая символом самостоятельного политического выбора независимого Казахстана. В данном же случае затрагивается широкий временной период с момента образования казахской нации после распада Золотой Орды.
В 2015 году казахстанцы отмечали 550-летие Казахского ханства. В рамках празднования были проведены десятки научных конференций, организовано несколько археологических экспедиций, опубликованы труды таких известных ученых, как Мадияр Елеуов, Нурлан Атыгаев, Меруерт Абусеитова... Отечественной исторической науке еще предстоит вынести свое заключение этим изысканиям. Строго придерживаясь принципов научного дискурса и исторической детализации, оставляем на суд ученых осмысление событий данного исторического пласта. Именно поэтому в статье сознательно не приведены отдельные даты и географические места, которые могут вызвать споры. В этом обзоре, опираясь на общепризнанные факты, обосновывается консолидирующая миссия и государствообразующее значение столиц, их роль в формировании национального самосознания и идентичности.
В многочисленных архивных документах и выстроенной на их основе исследовательской аргументационной базе за этот период учеными-историками выделяется 10 городов, носивших статус главного города-ставки.
Первым из городов ими определяется городище Шар. Оно находилось в верховьях реки Чу вблизи горы Козыбасы. Об этом говорится в знаменитом труде Мухаммеда Хайдара Дулати «Тарихи Рашиди». Он указывает, что «казахским султанам были выделены земли на западном рубеже Могулистана в местности Чу и Козыбасы...». По мнению некоторых ученых, это находится в горной местности в верховьях реки Чу, в окрестностях современного п. Хантау Моинкумского района или же г. Токмак Кыргызстана.
Другие исследователи утверждают, что местность Козыбасы могла находиться в любой из горных точек от Северного Кыргызстана до современного Алматы. Чаще же упоминаются такие места, как Аспара, Кордай и Таргап. Как уже было сказано, картографически точное определение объекта в данном случае не самоцель. Вопрос лежит в другой плоскости.
Почему основатели казахского ханства Керей и Жанибек остановили свой выбор именно на этой географической местности? Здесь главным аргументом выступает безопасность. В те неспокойные времена, чтобы низвергнуть целое ханство, достаточно было уничтожить главную ставку – Орду, поскольку для кочевников, не имевших постоянных крепостных сооружений, она была единственным центром принятия важных решений.
При этом до окончательного укрепления мощи молодого ханства было необходимо, чтобы ставка правителя не только находилась в максимальной недосягаемости от внезапного нападения неприятеля, но и оставалась скрытой и в то же время мобильной. Следуя именно этим критериям, по прямому указанию хана Керея и создавалось городище Шар. Тогда здесь размещалось не более 200–300 юрт, в основном для людей из военного сословия – туленгитов.
Через короткое время, примерно в конце 60-х годов XV века, следующей столицей стал город Сузак. К этому времени Казахское ханство заметно окрепло, и перед ним стояли качественно новые задачи.
Почему для этой цели был выбран Сузак? Ответ очевиден. На тот момент он наименее пострадал от набегов и сохранил свою урбанистическую целостность.
Согласно путевым запискам французского посла Вильгельма де Рубрука, который оказался проездом в Сузаке, это было место слияния кочевой и оседлой культур. Но все же при выборе превалировал геополитический фактор. Город находился в весьма выгодной географической местности, соединяющей широкие степи Сарыарки с горами Каратау и долиной реки Сырдарья. Эти два направления имели исключительную жизненно важную значимость для казахов еще со времен хана Ак Орды Уруса. Подобный дальновидный шаг позволил укрепить территориальную целостность и присоединить к казахскому ханству города Сыганак и Сауран.
В свою очередь, эта геополитическая победа дала возможность осуществить давнюю мечту казахских правителей – объявить Сыганак следующей полноценной столицей ханства. Во-первых, город был не только признанным центром ремесленников, но и обладал экономически значимым потенциалом – здесь находилось крупнейшее во всей Азии мукомольное производство. А это – серьезный фактор.
В своих воспоминаниях о городе персидский путешественник Ибн Рузбихан писал, что «Сыганак является началом благоустроенности, центром владения по отношению к обитателям Дешта. Купцы владений и местностей Дешт-и-Кипчак до пределов реки Едиль (Волга), которые являются северным краем благоустроенных земель и примыкают к побережью Бахр-аль-Мухит (Каспийское море), сделали город Сыганак местом своих складов и привозят сюда товары. Купцы областей Туркестана, Маверанахра с Востока до пределов Кашгара, Хотана привозят в Сыганак товары этих стран и совершают с людьми Дешта торговые сделки и обмен. Поскольку эти торговые сделки являются местом пребывания купцов из разных стран, то и добра, и товаров там было в изобилии».
Во-вторых, Сыганак еще со времен кипчакского периода, находясь на Великом Шелковом пути, имел геополитическое преимущество, которое заключалось в контроле всех, расположившихся вокруг Сырдарьи городов, отвоеванных у шайбанидов.
В конечном итоге «Сыганакский период» навеки остался в народной памяти как «Золотое время Касым-хана» – время, когда царили мир и всеобщее благоденствие.
К сожалению, после смерти Касым-хана вновь наступает период междоусобных войн, и в Великой степи на целых 20 лет воцаряется смута, конец которой приходит только к концу 30-х годов XVI века, когда власть окончательно переходит законному наследнику Касым-хана – Хакназару. Перед молодым правителем казахских земель встает нелегкая задача «поднять с колен» обессиленное от нескончаемых раздоров некогда могущественное ханство. И, чтобы достичь этой цели, он решает в 1540 году перенести главную ставку из Сыганака в город Сарайшык.
Однако есть и другое утверждение, что Сайрашык стал столицей ханства еще в начале XVI века, сразу после того, как город был завоеван Касым-ханом. Но основной сути переноса главного города, которому сопутствовал ряд объективных причин, это не меняет. Ей сопутствовал следующий ряд.
Во-первых, с распадом Ногайской Орды и появлением в этот период на исторической сцене заметно усилившегося Московского государства центр всех значимых для казахов процессов перемещается с юга на западные и северные рубежи.
Во-вторых, Сарайшык, находясь на Великом Шелковом пути, продолжал играть серьезную экономическую роль в кочевом хозяйстве.
В-третьих, выгодное географическое расположение между Европой и Азией всегда делало этот город политическим центром таких великих средневековых государств, как Золотая Орда и Ак Орда. Поэтому для Казахского ханства, как одного из их прямых преемников, Сарайшык напоминал о былом величии и славе предков, поднимая боевой дух кочевого народа.
Особую культовую значимость городу придает тот факт, что в Сарайшыке были похоронены 7 ханов: Менгу-Темир, Токтагу (Токты), Жанибек, Амир Охас, Касым-хан, Ших Мамай и Жусип (Юсуп). Известный арабский путешественник и географ Ибн Баттута, автор записок «Путешествие в Дешт-и-Кыпчак», так описывал свое пребывание в городе. «Из Сарая мы ехали 10 дней и прибыли в город Сарайджук (Сарайчик). Джук пишется через «джу» и «к» и значит «маленький», так что Сарайджук значит Сарай Малый. Он лежит на берегу большой и быстрой реки, которая называется Улусу – пишется через «у», «лу» и «су», что значит «великая вода». На ней понтонный мост из судов, как мост Багдадский».
Сарайшык славился своими металлургами, гончарами, ремесленниками. В городе действовали уникальный водопровод и система канализации из керамических труб. Сарайшык уже на тот период обладал всеми урбанистическими достижениями цивилизации. Сейчас эти уникальные артефакты сохранены в государственном музее-заповеднике «Хан Ордалы Сарайшык», который был открыт при поддержке Главы государства в 1999 году, в период, когда я работал акимом Атырауской области.
Город Сарайшык послужил столицей около 50 лет. Это было время политического, экономического и социального подъема ханства, которое к концу XVI века полностью восстановило свои ведущие позиции в регионе. Теперь же перед новыми правителями, среди которых был и небезызвестный Есим-хан, стояла уже другая задача – духовного роста народа. Для этой цели идеально подходил Туркестан, который к тому моменту был крупнейшим духовно-культурным центром Средней Азии, где соприкасались ценности западной и восточной цивилизаций. Этот факт упоминается в китайских источниках. В них отмечены глубокие исторические корни Туркестана, уходящие к III–II векам до н. э.
Древние записи подтверждают, что еще с тех времен город обладал исключительным духовным значением для кочевников. Здесь хоронили правителей Караханидского государства, здесь же покоятся правитель Отрара Ильяс и исламский богослов-философ Ходжа Ахмед Ясави.
Именно духовный культ Ходжи Ахмеда Ясави, в честь которого Тамерланом был сооружен величественный мавзолей-мечеть, по праву придавал городу статус одной из главных исламских святынь, а расположенный в нем национальный пантеон величайших личностей – казахских ханов, биев, батыров – служил консолидирующим фактором для всех слоев народа. Его объединяющая сила на деле проявилась уже во время джунгарского нашествия, когда на освобождение захваченного врагами города одновременно поднялись все 3 казахских жуза.
Важно то, что для нашего народа вопрос духовности никогда не терял своей актуальности. Вне зависимости от времен и обстоятельств, он занимал приоритетное место в государственных делах. Только на примере Туркестана можно увидеть тот глубочайший смысл, который наш Президент заложил в свою идею о «Духовной модернизации общества», реализуемой сейчас в стране. Не случайно и то, что и в наше время преимущества Туркестана стали значимым аргументом для присвоения этому городу статуса областного центра вновь образованной Туркестанской области.
Известно, что Туркестан считался «долгожителем» в списке казахских столиц – он исполнял данную миссию почти два столетия. Несомненно, за это время было немало стремительных взлетов и громких побед. Но были и не менее болезненные падения, вплоть даже до полного низвержения, ведь ученые-историки не зря называют Туркестан «последней столицей самостоятельного государства казахов».
Дело в том, что после смерти Абылай-хана его потомки децентрализовали ханство, выделив каждый свой улус. Это стало своеобразным катализатором последующих негативных процессов. В 1860 году в степном крае были проведены царские реформы по ликвидации ханской власти и ее разделению на 3 административные единицы. В конечном итоге вся территория Казахстана окончательно вошла в состав Российской империи. Этот факт красноречиво свидетельствует, что отсутствие в государстве единого консолидирующего центра приводит к политическому хаосу, а затем и к фактической утере независимости.
Известно, что процесс управления территориальными единицами, вне зависимости от степени автономности, требует наличия определенного центра. Однако парадокс заключается в том, что в период с 1790 по 1917 год, или 127 лет, в казахской степи его не было.
Актуальность его определения появилась лишь с формированием правительства Алашорды, которое стало возможно после свержения самодержавия в России. Но это уже другая история, история столиц не в полном политическом смысле этого слова, а скорее административных центров, подотчетных еще более вышестоящему.
И все же управленческие принципы для каждого отдельного города всегда имели особые задачи. Поэтому спустя долгое время выбор Семея административным центром тоже имел ряд оснований.
Во-первых, после свержения царской власти важно было формировать новое политическое сознание. В тот период Семей был центром прогрессивных взглядов представителей русской демократии, становления буржуазно-капиталистических и торговых отношений, наконец, Семей – это родина великого Абая.
Во-вторых, в начале XX века Семей воздвигался в казахской степи по русско-европейским архитектурным канонам и отвечал всем современным урбанистическим требованиям.
Известно, что весной 1854 года русский писатель-классик Федор Михайлович Достоевский, прибыв в Семипалатинск, писал брату Михаилу: «…полугород-полудеревня, где всего лишь один магазин, одна аптека, одно начальное училище…». Но уже спустя два десятка лет, благодаря обретению статуса отдельного округа, Семей становится не только торговым, но и культурно-образовательным центром степного края. Так, к 1870 году он объединял 14 крупных ярмарок Восточного Казахстана, а в самом городе насчитывались десятки купеческих домов, казахско-русских приходских школ, куда богатые казахи отдавали своих детей на обучение.
В-третьих, в составе Российской империи Семей укрепился как военный форпост против Китая и в итоге стал одним из стратегических городов на геополитическом перекрестке между Россией и Центральной Азией, с одной стороны, и Россией и Западным Китаем – с другой.
К сожалению, такой высокий статус не удалось удерживать долгое время. После принудительного расформирования в 1919–1920 гг. Алашорды утеря Семеем статуса столицы объясняется идеологическими мотивами.
Однако это не единственная причина переноса столицы из Семея в Оренбург. Основным мотивом, ускорившим передислокацию, стали события, связанные с Гражданской войной в России. Конечно, с установлением советской власти и обретением автономии, гораздо удобнее было принимать политические решения не в Семее – на востоке, а в ее западной части – Оренбурге. Это ближе к центру – Москве, именно данный аргумент учитывала наша национальная интеллигенция во власти.
Кто-то из ее представителей (по некоторым источникам, это Магжан Жумабаев) писал: «Оренбург – достаточно старый город. Здесь превалирует русское население. Во многих местах дома из срубов. Бросаются в глаза величественные купола церквей и мечетей. Некоторые широкие и прямые улицы мощены камнем. В темное время суток на этих улицах отчетливо видны искры от подков лошадей... Зима здесь морозная, хотя летом комфортно тепло».
Безусловно, экономика Оренбурга была развитой. Сам же город обладал комфортными условиями проживания. Однако географически он был очень далек от степных территорий. Добираться на лошадях до столицы из разных уголков большой территории зимой в то время было невозможно. В связи с этим управляемость автономией терялась. Начался поиск новой столицы в южных землях.
Было принято решение остановить выбор на Кызылорде (1926–1929 гг.), находившейся посередине этого пути. Возникает вопрос: почему не Актобе или Аулиеата? Первая причина состоит в том, что город располагался вдоль железной дороги участка Оренбург – Ташкент. Это было очень удобно с точки зрения передислокации.
Во-вторых, эта местность считалась не только колыбелью традиций, обычаев и духовности казахской нации, но и ареалом тесного переплетения кочевых и оседлых принципов хозяйствования.
В-третьих, городское население города почти полностью составляли местные казахи.
Известный политический деятель того времени Султанбек Хожанов в одном из своих докладов сказал: «Столица –это, по сути, вопрос национальной государственности». Действительно, в тот исторический период самой важной задачей было объединение всего народа в единую республику, так как Южный Казахстан и Семиречье по-прежнему находились в составе Туркестанской АССР.
Вместе с тем существовали и объективно слабые стороны Кызылорды, не соответствующие качествам главного города республики: даже находясь вблизи железнодорожной ветки, город не мог себя всесторонне обеспечивать. Кроме того, не совсем благоприятные климатические условия вместе с глубоко укоренившимися кочевыми традициями ведения хозяйства тормозили ее быстрый рост. Было очевидно, что в таких условиях Кызылорда не способна продолжительное время исполнять функции административного центра. Однако она сполна реализовала свои географические преимущества и способствовала ускоренному завершению «стройки века» – железной дороги Турксиб.
Когда железная дорога в 1929 году была доведена до Верного, столица передислоцировалась в прекрасный город, сохранивший свое древнее название – Алматы. В этом историческом шаге очередного переноса столицы среди множества причин была главная стратегическая цель – сохранение территориальной целостности республики.
Алматы на протяжении 69 лет с достоинством исполнял функцию главного города республики. Безусловно, за эти годы он стал символом обретения независимости, социально-экономического обновления и культурного возрождения страны.
Как это ни парадоксально, но именно перенос столицы из Алматы в Астану позволил во многом разгрузить накопившиеся проблемы и значительно оздоровить южную столицу. Появились и новые возможности. Существенно снизился «демографический пресс» и экологическая нагрузка на город, что позволило сконцентрировать усилия на развитии мегаполиса как бизнес-центра страны. А великолепная природная роскошь объективно позволяет отдать Алматы курортно-туристическое лидерство в этом регионе.
Итак, в 1997 году Алматы достойно передал бразды правления страной молодой Астане – столице независимого Казахстана в XXI веке.
Как уже было сказано, решение о переносе столицы принималось в непростое время. Страна была в глубоком кризисе, испытывала колоссальное социальное напряжение, и ее будущее было туманным. Оно усугублялось сомнениями всего государственного аппарата и общественности в успешности идеи переноса столицы. В этих совершенно нерадужных условиях Глава государства принял сверхответственное решение, которое стало подтверждением его удивительной дальновидности и прозорливости.
Отчетливо вспоминаются слова Нурсултана Абишевича, произнесенные им на той самой прогулке:
– Перенос столицы нужен не для меня лично, он нужен для государства и для будущего нашего народа. Наверное, значимость этого шага не в полной мере поймут наши современники, но его по достоинству оценит будущее поколение.
С тех пор прошло много времени. Несмотря на последствия развала СССР и Азиатского финансового кризиса, перенос столицы показал впечатляющие показатели роста. Достижения Астаны – это особый повод для гордости. В эти праздничные дни успехи молодой столицы детально и в цифрах в полной мере представлены в средствах массовой информации, поэтому, не отклоняясь от цели данной статьи, выделим следующее. Выбор главного города государства был всесторонне и научно просчитан. Астана была выбрана как лучшая альтернатива на основе общенационального исследования, принявшего во внимание 32 фактора. Решающими преимуществами в пользу Астаны стали ее большая территория, центральное месторасположение, близость к главным экономическим центрам и артериям страны, демографический потенциал, развитая транспортная инфраструктура, естественная окружающая среда.
Не снижая значимости каждого из этих критериев, «трансфер» столицы имел, прежде всего, геополитическое измерение. Если посмотреть на географическое расположение Астаны через призму научной терминологии, то она соответствует нуклеарной территориальной структуре: ее сильное централизованное ядро обусловлено историко-географическими причинами. Такое расположение логически совпадает и еще более подчеркивает практическую роль идеи Главы государства об Евразийской интеграции Казахстана.
По убеждению ученых-геополитиков, новые столицы позволяют государствам по-новому определять себя в политическом и экономическом пространстве глобализирующегося мира. Они считают, что у каждой столицы есть своя логика развития, связанная с выбором так называемой нулевой точки, от которой идет отсчет национального времени и пространства. В этом смысле столицы нужно рассматривать в качестве начал и фундаментальных элементов государственности, а также закономерностей развития самой власти.
Если обретение независимости для Казахстана стало высшей фазой национального самосознания, то Астана, безусловно, выступила дальнейшим катализатором этих процессов, ведь именно в столице наиболее динамично формируется гражданская идентичность и интенсивно идут процессы формирования нации.
Астана стала своего рода точкой равновесия между различными общественными силами и интересами, что создало дополнительные рычаги внутри государства для более успешной мобилизации ресурсов. Она сделалась сильнейшим стимулом для экономического возрождения страны и областей республики. Перенос столицы искоренил территориальные диспропорции, и для многих регионов столица стала доступнее.
Астана в полной мере продемонстрировала миру свои возможности, соответствующие новой эпохе. Свидетельством являются проведенные в столице Казахстана такие масштабные международные события, как Саммит ОБСЕ, зимние Азиатские игры, Съезд лидеров мировых и традиционных религий...
В 2017 году Астана вписала в свою историю еще одну незабываемую страницу: в столице Казахстана с успехом прошла авторитетная Международная выставка «ЭКСПО». Мы были счастливы показать гостям со всего мира достоинства нашей молодой столицы: великолепную архитектуру левобережья, инвестиционные возможности СЭЗ «Астана – жаңа қала», рукотворный «зеленый пояс», Astana Smart Сity, новую транспортную систему и много других интересных проектов.
Безусловно, эти результаты достигаются ежедневным личным участием в жизни города Главы государства. Есть мнение, что Астане уделяется необоснованно много внимания и средств. Однако высокий статус столицы для государства неоценим как с точки зрения экономического содержания, так и в значении ее роли культурно-духовного развития народа.
Астана не случайно необычайно притягательна для молодых, энергичных, талантливых и инициативных людей. Это значит, что у города есть будущее. Это тот самый импульс, который дает ей возможность наряду с развитием экономики формировать свою столичную социокультурную среду. Поэтому столица должна быть центром всех технологических достижений, в ней должна быть развита социальная и культурная сферы. Именно она является главным городом страны, по которому весь мир судит о нации и государстве.
20 лет – время, которое стало для нашей столицы определяющим и значимым. Все видимые достижения Астаны свидетельствуют о том, что состоявшийся в сложные годы перенос консолидировал нацию и показал ее способность уверенно преодолевать трудности и преграды.
Таким образом, ретроспективный обзор переноса столиц в разное историческое время имел общие основания и факторы.
Во-первых, он решал важнейшие геополитические и стратегические задачи. Во-вторых, способствовал консолидации нации и подъему ее самосознания. В-третьих, реализовывал экономические цели, обеспечивая рост мощи государства. В-четвертых, на разных этапах был важнейшим стимулом духовно-культурного возрождения.
Далеко позади те времена, когда политико-административное устройство было подчинено принципам кочевой цивилизации как перманентному изменению границ и территорий с возможностью быстро переносить верховную ставку для сохранения государства.
Современная историческая действительность подтверждает, что Астана состоялась как столица Казахстана на многие века. И для этого есть объективные основания.
Прежде всего Астана признана всеми странами мира как политико-административный центр независимого государства.
Казахстан четко определил свои границы, и ни у одного государства нет к нашей стране территориальных претензий. Международными соглашениями республике обеспечены гарантии безопасности. Страна обрела авторитет на международной арене, за 20 лет с официальными визитами Астану посетили главы 70 государств мира, что стало неоспоримым подтверждением ее международно-правового статуса. Так, президенты России побывали в Астане 12 раз, лидеры Центральной Азии – 17 раз, главы Китая – 10 раз. Особенно следует отметить успешные визиты трех генеральных секретарей ООН, благодаря которым в столице Казахстана решались проблемы планетарного масштаба.
Отмечая эти успехи, невольно задаешься вопросом: «Чем же может отличаться одно государство от другого?» Прежде всего единством и сплоченностью, к которым ведет его Лидер.
Очевидно, что судьба государств складывается по-разному: у одних есть стратегия и руководитель, но нет единства, у других есть глубокая история и древняя культура, но слабая власть и раздробленное общество. Такие страны неминуемо разрушаются. А есть государства с сильным Лидером, созидательным народом, устойчивой и прогрессивной столицей, которая по праву признана и уважаема. Наша страна, несомненно, в этом ряду.
Все это свидетельствует об общепризнанных и безоговорочных достижениях молодого и амбициозного Казахстана, который смело и решительно демонстрирует свое стремление сделать современный мир лучше, а человечество – благополучнее. Главным же гарантом ее успеха выступает историческая личность Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева и, конечно же, созидательная энергия Астаны – столицы, которая воздвигнута не только ради перемен, а чтобы отныне и навеки остаться главным городом сильного, стабильного и процветающего государства.
Имангали Тасмагамбетов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Российской Федерации