СМИ о Казахстане

Национальная служба новостей: Мудрость степи оживает в Москве: в столице открылась выставка "Казахские народные обычаи"

17.12.2017

У москвичей появилась отличная возможность избавиться от замшелых стереотипов в отношении культуры кочевников, а заодно лучше узнать менталитет дружественного казахского народа.

Можно ли на коне догнать девушку и на скаку поцеловать её? А съесть на спор целого барана за один присест? Или прокатиться на быке задом наперёд? Всё это  старинные казахские традиции, которые сегодня получают вторую жизнь в работах художника и писателя Ералы Оспанулы.

16 декабря в московском Антикварном центре на Садовом открылась выставка "Казахские народные обычаи". Она представила пятилетний труд автора, по крупицам собравшего культурное наследие своей страны. Его графические работы выставлялись в известных аукционных домах "Сотбис" и "Кристи".

Часто картины художников, иллюстрирующих эпос или народный быт, скатываются в китч. Ералы сумел этого избежать. Его стиль демонстрирует тонкость рисунка и вкус. Сюжеты – динамичны, персонажи – живые, настоящие. Чтобы добиться высокой аутентичности, автор использовал фотографии русских этнографов конца 19 века и "вписывал" реальных людей, одежду и утварь в свои композиции. Многое полузабытые обычаи художник реанимировал, восстановил сам.

"Иногда, чтобы восстановить какой-то обычай, месяцами копаюсь в архивах, публикациях – поделился Ералы.  Но бывает, что-то узнаю от знакомых, попутчиков в поезде. Например, мне случайно рассказали об обычае сажать младенца в кашу, как только ему исполняется 5-6 месяцев  чтобы всю жизнь был сытым. Что-то я видел в живую: моя мама делала ритуал "Кемпір өлді" ("старуха умерла"), чтобы на свадьбе не случилось горя. Прямо на глазах у жениха она упала на землю и, раскинув в разные стороны руки, изображала умершую. "Ожила" только после того, как ей в руку положили подарок  деньги. Этого требует традиция".

Есть распространённый казахский обычай: во время свадьбы будущие родственники прыгают через полосатый аркан – чтобы в отношениях двух семей не было ничего чёрно-белого, нечестного. На юге Казахстана Ералы узнал о другом варианте, который очень созвучен с русской традицией: молодой парень из одного рода нарочно толкает и оскорбляет члена другой семьи. Начинается потасовка. Как только доходит до первой крови, их разнимают старшие. Сразу с разных сторон выводят парней и девушек и женят между собой. Казахская поговорка гласит: жених приходит на сто лет, а сваты – на тысячу. Чтобы кочевые роды не воевали, а дружили, нужен этот обряд.

В средние века у казахов не было поголовной письменной грамотности, но это компенсировалось знанием предписаний обычного права. Существовало более тысячи обычаев, которые скрепляли народ. Это своего рода законы, конституция.

К примеру, если произошла кража скота, то в течение трёх дней в аул должен был прийти человек из семьи виновника и объяснить  кто это сделал и за что. Тогда это считается не воровством, а выяснением отношений. Если никто не пришёл, то можно и войной идти.

Если умирала молодая женщина, которая никогда не гостила у родственников  считается, что ей не отдали долг. Родня должна передать часть своего имущества или хозяйства осиротевшим детям.

Если у вас есть родился племянник по женской линии – у него есть три любых желания, которые родня его матери обязательно должна исполнить. Племянник, приехав к ней в гости, может потребовать коня. И все знают – одно желание исполнили, еще два осталось.

"Кочевое общество казахов было очень высоко организованно, но сейчас многое забыли. Эти обычаи регулировали взаимоотношения людей на самых разных уровнях. По ним можно строить жизнь – считает Ералы.  Я готовлю отдельный сборник по этой теме. В черновом варианте он называется "Ментальная книга казахов". Многое собрано, но пока нет возможности отдаться этому целиком".

Знакомясь с экспозицией выставки, начинаешь понимать: казахи – издревле очень гостеприимный народ. Самый незыблемый обычай – право гостя на угощение и ночлег. Нарушивший эту традицию мог предстать перед судом старейшин.

Не было более высокой чести, чем принять в качестве гостя известного человека. Это событие сразу превращалось в праздник.

Когда в какой-нибудь аул перекочёвывала новая семья, то соседи обязаны были выполнить для них "Eрулiк"  оказание помощи. Жители приносили напитки и горячую еду вновь прибывшим.

Нельзя не заметить  казахи народ необычайно весёлый и любящий праздники!

Заставляют улыбнуться обряды с сажанием связанного свата на вола задом наперед. Очень полезно сразу сократить дистанцию между новыми родственниками!

Или конные соревнования, когда юноша должен догнать на лошади девушку и на полном скаку поцеловать её. Если не удаётся – "жених" получает от неё удары плёткой.

Интересен обычай "Деңгене": два или три джигита выбирали юрту и отправлялись в гости для поедания барана на спор. Когда угощение было готово, в один присест они должны были съесть всё мясо и выпить весь бульон. Если справились – хозяин оставался без одной из своих овец. Не смогли – возмещали ущерб двумя жирными баранами.

Труд художника высоко оценил Посол Республики Казахстан Имангали Тасмагамбетов, посетивший экспозицию в день открытия: "Символично, что выставка приурочена к самому важному, главному празднику – Дню независимости Казахстана. За эти годы мы стали суверенной страной с крепкой государственностью и растущей экономикой. Выставка отражает философию нашей культуры, которая несёт в себе глубокие нравственные ценности. Презентация духовного богатства своего народа – важная миссия страны в мировом диалоге культур".

Познакомиться с работами художника и окунуться в глубокий (а в чём-то бесшабашный и весёлый) мир старинных казахских обычаев можно до 10 января 2018 года.

Источник