"Новые известия": Прыжок в будущее

logo_r

ukash türkiye |

"Новые известия": Прыжок в будущее

27 февраля в Алма-Ате состоится встреча Владимира Путина с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Накануне эксперты рассказали о стратегических планах среднеазиатского государства, которое отмечает четверть века своей независимости.

Визит президента России в Казахстан, а также в Киргизию и Таджикистан, приурочен к 25-летию установления дипломатических связей с этими государствами, рассказал в среду помощник президента России Юрий Ушаков. Президенты обсудят вопросы российско-казахстанского сотрудничества в политической, экономической и гуманитарной областях, перспективы расширения кооперации в рамках Евразийского экономического союза.

Понятно, что круглая дата – хороший повод "сверить приоритеты" и лучше понять, в каком направлении движутся стратегические партнеры России и в первую очередь самый близкий из них (во всех смыслах, не только в географическом) – Казахстан, который в настоящее время объявил о кардинальных переменах в экономической и политической жизни.

31 января Нурсултан Назарбаев объявил в ежегодном Послании о Третьей модернизации Казахстана, предполагающей создание новой модели экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны. Модернизация включает в себя пять основных приоритетов, направленных на достижение экономического роста и устойчивого развития с тем, чтобы помочь Казахстану присоединиться к 30-ке наиболее конкурентоспособных стран мира к 2050 году.

Намеченных мер довольно много, но очень уместно познакомить российский истэблишмент с их кратким перечнем:

Пять приоритетов Третьей модернизации Казахстана

Ускоренное развитие экономики:

необходимость культивировать новые индустрии, которые создаются с применением цифровых технологий, и развивать в стране такие перспективные отрасли, как 3D-принтинг, онлайн-торговля, мобильный банкинг и цифровые сервисы;

придание современной динамики развитию традиционных базовых отраслей (промышленность, АПК, транспорт и логистика, строительный сектор);

существенное повышение производительности труда посредством повсеместного внедрения автоматизации, роботизации, искусственного интеллекта и обмена "большими данными";

продолжение индустриализации с упором на развитие конкурентоспособных экспортных производств в приоритетных отраслях;

внедрение в глобальные цепочки производства и сбыта товаров и услуг в партнерстве с транснациональными компаниями;

реализация совместной с Китаем инвестиционной программы по созданию производств; сохранение стратегического значения горно-металлургического и нефтегазового комплекса;

аграрный сектор должен стать новым драйвером экономики;

развитие новой евразийской логистической инфраструктуры и увеличение объема транзитных перевозок;

развитие строительного сектора, который должен стать полноценным драйвером отечественной экономики;

модернизация рынка труда путем развития новых индустрий, которые будут включать в себя новые технологии.

Второй приоритет – улучшение и расширение бизнес-среды:

обеспечение к 2050 году вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны не менее 50%;

расширение географии микрокредитования в целях предоставления необходимой поддержки предпринимателям;

принятие мер по фронтальному снижению всех видов издержек для бизнеса, в том числе стоимости услуг в энергетике, транспорте и логистике, а также в ЖКХ;

снижение доли государства в экономике до 15% в ВВП;

передача ряда государственных услуг бизнесу и расширение государственно-частного партнерства (ГЧП);

недопущение ценовых и тарифных сговоров.

Третий приоритет – макроэкономическая стабильность:

поэтапное снижение уровня инфляции до 3-4% в среднесрочном периоде;

необходимость "перезагрузки" финансового сектора;

Национальному банку поручено выработать комплекс мер по оздоровлению банковского сектора;

дальнейшее развитие фондового рынка и расширение возможности для населения инвестировать свои сбережения в различные виды ценных бумаг;

кардинальное повышение эффективности бюджетных расходов, проверка эффективности использования средств министерствами и ведомствами;

поэтапное сокращение размера гарантированного трансферта из Национального фонда до двух триллионов тенге к 2020 году;

создание системы мониторинга и контроля за внешними и внутренними займами квазигосударственного сектора.

Четвертый приоритет – улучшение качества человеческого капитала:

изменение роли системы образования и сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами;

реализация проекта "Бесплатное профессионально-техническое образование для всех" – бесплатное образование, которое должно охватить безработную и самозанятую молодежь, а также людей трудоспособного возраста, не имеющих профессионального образования;

изменение системы здравоохранения, в том числе внедрение системы обязательного социального медицинского страхования с 1 июля;

инициативы в сфере социального обеспечения:

с 1 июля 2017 года будут повышены пенсии для 2,1 миллиона пенсионеров до 20%;

с 1 июля 2017 года будут увеличены размеры единовременного пособия на рождение ребенка на 20%;

с 1 января 2018 года будет поднят порог оказания адресной социальной помощи с 40 до 50% от величины прожиточного минимума.

Пятый приоритет – институциональные преобразования, безопасность и борьба с коррупцией:

обеспечение работы по имплементации лучших практик и рекомендаций ОЭСР в рамках Третьей модернизации;

продолжение реформ, направленных на защиту частной собственности, верховенство права и обеспечение равенства всех перед законом;

обеспечение безопасности государства, свободного от террористической угрозы, путем предотвращения пропаганды религиозного экстремизма и воспитания молодежи; борьба с киберпреступностью путем создания системы "Киберщит Казахстана";

усиление работы по выявлению и искоренению причин и предпосылок коррупции.

Ежегодное Послание было опубликовано вслед за специальным обращением, сделанным президентом 25 января, в котором он изложил программу политической модернизации. Президент Назарбаев заявил, что предложенная конституционная реформа направлена на дальнейшее демократическое развитие Казахстана, поскольку правительство будет подотчетно парламенту. Выдвинутая президентом политреформа является важным шагом в укреплении стабильности государства, она направлена на закрепление тенденций и ускорение демократического развития республики.

В новых условиях в компетенцию главы казахстанского государства будут входить стратегические функции, роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти. Он сосредоточит внимание на внешней политике, национальной безопасности и обороноспособности. Правительству планируется передать ряд полномочий президента по регулированию социально-экономических процессов, чтобы за эту сферу оно отвечало целиком. Будет упрощен порядок выражения недоверия членам правительства со стороны парламента, что усилит контроль законодательной ветви власти за исполнительной. Планируется усилить роль парламента и в отношении местной исполнительной власти. Все это призвано повысить эффективность правительства и парламента.

Экспертное сообщество уже оценило масштаб предлагаемых мер на круглом столе "Политическая и экономическая модернизация Казахстана: взгляд в будущее", организованном Посольством Казахстана в Российской Федерации.

Во время мероприятия приглашённые эксперты пришли к единому мнению, что политическая и экономическая реформы гармонично дополняют друг друга. Проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Андрей Марголин отметил, что Президент Казахстана не только ставит амбициозные задачи, но и предлагает конкретные механизмы для их реализации. "Все пять приоритетов Послания взаимосвязаны и логически увязаны. Например, цифровой Казахстан и человеческие ресурсы – одно без другого существовать не может", – отметил аналитик. Он обратил внимание присутствующих на задачу по увеличению несырьевого сектора в два раза, возможностей для его экспорта, развитию аграрного сектора, созданию бренда "Сделано в Казахстане".

Продолжил мысль о планируемой диверсификации экономики заведующий сектором Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Артем Пылин. В плане поддержки несырьевых секторов экономики эксперт предложил три подхода, при "разумном соблюдении которых Казахстан смог бы успешно развиваться". Глобальный - с привлечением прямых иностранных инвестиций и ТНК, вовлечением в глобальные цепочки добавленной стоимости. Второй подход связан с региональной экономической интеграцией и использованием возможностей ЕАЭС, доступа к рынкам Китая. Казахстан, имея лучший инвестиционный климат среди стран ЕАЭС, мог бы стать внешним окном для Евразийского экономического союза. Третий подход - это комбинирование глобальных и региональных преимуществ.

Экспертное сообщество также отметило, что в плане формулировки и целей на ближайшие десятилетия реформ Казахстан стал первопроходцем среди стран СНГ. В частности, гендиректор Информационно-аналитического центра МГУ Сергей Рекеда выразил уверенность, что "идеи, заложенные в спецобращении Президента Назарбаева, могут быть востребованы и в России". В качестве примера он привел изменение схемы взаимодействия между центром и регионами. "Для нас важнее опираться на опыт соседей, чем опираться на опыт каких-то далеких стран, потому что по своей структуре экономики России и Казахстана довольно похожи", – подчеркнул С. Рекеда. В целом напрашивается вывод, что имея прочную экономику и стабильную политическую систему, Казахстан вступает в новый этап своего развития, чтобы соответствовать реалиям времени и противостоять новым вызовам. Ведь именно на это направлена предложенная президентом Назарбаевым экономическая и политическая модернизация, которая призвана помочь Казахстану войти в число 30 наиболее развитых стран к 2050 году.

Источник

MIDpravitelstvoposlanie20140117